Rukami Sound — ваша студия звукозаписи в Екатеринбурге.
У нас можно записать инструменты, заказать реампинг, сведение и мастеринг, записать вокал, сделать песню в подарок, песню под ключ и многое другое.
О студии
Наши работы
Помещение
Оборудование
Услуги и цены, FAQ
Контактная информация

О некоторых услугах:

Песня в подарок
Запись вокала
Песня под ключ
Запись инструментов
Сведение, мастеринг
Реампинг

Статьи:

Почему громко не значит хорошо

Сведение и мастеринг

Поскольку эти процессы часто путают, на всякий случай напомним, что это такое, и остановимся на этом подробнее.

Сведение — это суммирование многодорожечного исходника в фонограмму, чаще всего в стереодорожку, если мы работаем с музыкой, а не кинофильмами (наложение вокала на минусовку — тоже частный случай сведения, хоть и один из наиболее простых). Но само сложение сигналов в сумму — это уже финальная часть процесса, а до нее индивидуальные дорожки подвергаются редактированию и обработке.

Редактирование — это, говоря иначе, монтаж: например, музыкант неровно сыграл, и инженеру сведения приходится двигать куски записи, чтобы все встало на место в ритме, копировать и заменять партии или их фрагменты. Или, скажем, авторы уже после записи решили, что песня должна быть на один припев длиннее, и его приходится незапланированно приделывать. Монтаж — тончайшая работа, и если она не выдает себя в итоговой фонограмме, значит, она выполнена отлично.

Обработка — это прокрутка звука через цепь процессоров, иногда меняющих тембр серьезным образом: эквалайзеры отфильтровывают, вырезают или усиливают отдельные полосы спектра, компрессоры динамически уплотняют сигнал (грубо говоря, сглаживают громкие части и подтягивают тихие), ревербераторы добавляют пространственный отзвук помещения, позволяя создать эффект большого (или небольшого) зала, и так далее.

Уже затем отредактированные и обработанные дорожки складываются в сумму (электрически в аналоговом микшере либо математически в компьютерном редакторе), сумма может также подвергаться дополнительной обработке, и на выходе получается сведенная фонограмма, она же микс.

Мастеринг — это подготовка фонограммы к записи на тот носитель, на котором она будет опубликована.

Процесс мастеринга включает в себя предварительную обработку фонограммы (также известную как премастеринг) и изготовление мастер-носителя, с которого будут делаться копии на производстве.

С помощью обработки мастеринг-инженер при необходимости корректирует тембр микса, совершает манипуляции с шириной стереопанорамы и динамического диапазона (иногда критически важные — например, для выполнения требований к мастеру под винил), а также "прокачивает" микс до финальной громкости.

Поскольку в наше время цифровая фонограмма чаще всего, минуя физические носители, сразу публикуется в сети, то файл, полученный на выходе редактора после обработки — это и есть мастер.

На полном цикле мы не разделяем сведение и мастеринг как разные задачи и применяем в редакторе все нужные обработки сразу. Поэтому мастеринг у нас включен в стоимость сведения и не продается вам как дополнительная (но, конечно, необходимая) услуга.

Отдельным процессом премастеринг мы иногда все-таки делаем — например, в случаях, когда нужно совместить в одном альбоме песни, записанные и сведенные в разных местах.

В любом случае на выходе вы получаете фонограммы в CD-совместимом формате WAV 44.1 кГц / 16 бит. Если вы испытываете сложности с конвертацией, то мы сделаем для вас MP3, AAC, FLAC и так далее.

Что касается физических носителей:

- Мы можем по вашему запросу сделать мастер компакт-диска (в виде образа ISO+CUE, DDP, NRG или же в виде нарезанной болванки CD-R).

- Мастер под винил мы не делаем, поскольку это совершенно отдельное искусство. Для лейбла, издающего вас на виниле, мы отдадим как стандартный мастер под цифровые форматы, так и микс без премастер-обработки в высоком разрешении. Дальше они разберутся.

- В качестве источника записи для кассеты цифровой мастер отлично подойдет в неизменном виде (это то же самое, как если бы вы переписывали на нее треки с компакт-диска).


Теперь об эстетической стороне вопроса.

Стиль сведения у каждого свой.
Мы тяготеем к саунду рок-музыки первого эшелона 90-х и начала нулевых.

Барабаны, на наш взгляд, должны звучать агрессивно, но не искусственно, поэтому мы не применяем триггеров, а по-честному выжимаем максимум из имеющегося исходника, не боясь злоупотребить обработками.

Наш идеал гитары в миксе — это плотная стена.

Бас — это не подложка под гитары октавой ниже, а вполне самостоятельный инструмент, поэтому мы не прячем его на задний план.

Мы не любим как слишком ярких записей, ездящих по ушам, так и слишком глухих под намеренный лоу-фай.

Мы стремимся к разумной громкости финальной фонограммы — с одной стороны достаточно большой, чтобы разборчиво играть в наушниках вашего плеера в метро и чтобы не просесть в фирмовом плейлисте, а с другой стороны — достаточно умеренной, чтобы дать барабанам пробивать с полным размахом без среза цифровым потолком, позволить оставить в спектре фонограммы глубокий низ и так далее (подробнее о "войне за громкость" и причинах от нее отказаться читайте в нашей статье: Почему громко не значит хорошо)

Если вам близки подобные представления и если вам понравилось наше портфолио — не стесняйтесь обращаться за сведением и мастерингом (а также реампингом). Мы работаем как локально, так и онлайн, и обязательно придумаем, как вам помочь.